Интервью с Андре Дюссолье о фильме «Всё прошло хорошо»

Главную мужскую роль в последнем фильме Франсуа Озона «Всё прошло хорошо» исполнил Андре Дюссолье. Живая легенда французского кино, сыгравший в фильмах Эрика Ромера, Алена Рене, Жака Риветта и других великих режиссёров.

Даже в 75 лет Андре предпочитает сниматься у самых интересных французских постановщиков и бросать себе вызовы как актёру. Во «Всё прошло хорошо» Озона Дюссолье досталась партия состоятельного коллекционера искусства Андре Бернейма, но уже парализованного и желающего своей скорейшей смерти. От этой роли отказались несколько актёров, которые не хотели весь съёмочный день находиться в лежачем положении и строить гримасу, но Андре Дюссолье удалось придать персонажу необходимую глубину. Критики назвали перфоманс актёра одним из лучших за всю его многолетнюю карьеру.

Делимся классным интервью с Андре, в котором он рассказал, как готовился к роли, подробно обсудил своего персонажа и поделился опытом работы с Франсуа Озоном и Софи Марсо.

Знакомы ли вы были с фильмами Франсуа Озона?

Да, с несколькими, и я очень рад, что мне довелось сняться в одном из них! Актёру не часто выпадает возможность сыграть такую роль, да ещё и с такими партнёрами по съёмкам, как это случилось со мной в фильме «Всё прошло хорошо». Мне понравилась характерная для Озона лаконичность сценария, она напомнила мне об умело использованной им недосказанности в фильме «В доме». Мне было интересно играть человека, который столкнулся с проблемами физиологического характера, и к тому же, отца подруги Франсуа. Мне моментально захотелось передать правдивые эмоции персонажа.

Читали ли вы книгу Эмманюэль Бернейм?

Нет, я не хотел перегружать себя излишними сравнениями. Сценарий фильма был работой Франсуа, и именно в него мне предстояло погрузиться. Если он и предпочёл опустить некоторые моменты книги, то только потому, что не хотел видеть их в фильме, и кто я такой, чтобы вмешиваться в этот процесс?! По той же самой причине я не хотел встречаться с кем-либо из друзей или родных Андре Бернейма.

Как подойти к раскрытию персонажа, который находится в столь неординарном физическом и моральном состоянии?

По инициативе Франсуа я посмотрел несколько документальных фильмов о людях, сделавших выбор в пользу эвтаназии. Особенно мне запомнился один, в котором речь шла о женщине, которая не казалась такой уж безнадёжно больной. Мы видим её в последний путь в Швейцарию, где она и собирается умереть. Я был чрезвычайно потрясён её решимостью выразить свою последнюю волю и довести дело до конца. Что же касается физиологической стороны болезни, в больнице Ларибуазьер мы встретились с женщиной, занимающейся реабилитацией жертв инсульта. Я сидел там без грима, и начал говорить с ней голосом, который, как мне казалось, подходит персонажу, чтобы посмотреть, реалистичной ли была манера речи, естественна ли она для человека после инсульта.

У меня также была одна исключительная вещь: снятое Эммануэль Бернейм видео, в котором Андре Бернейм выражает своё желание уйти из жизни. Это был невероятно мощный источник. Видео как бы стало моей Библией в изображении персонажа. Я возвращался к этой записи каждый день, чтобы впитать суть поведения и манеру речи Андре. Я не хотел копировать его – он не был широко известен, но я желал вдохновиться его духом, изучить темп речи, дикцию.


Когда мы впервые видим вас на экране, вы совершенно неузнаваемы.

Силиконовые накладки – важный инструмент в изображении такого персонажа. Я восхищаюсь профессионализмом нашего гримёра Попа (Пьер-Оливье Персин), он создал частичный лицевой паралич Андре: атрофированные мускулы, прикрытые веки, опущенный уголок рта, вялость кожи, и тот контраст с непострадавшей частью лица. Грим занимал два с половиной часа ежедневно. Это было медленно и немного болезненно, но тем самым я должен был заслужить право играть Андре Бернейма!

Андре харизматичен, несмотря на свое физическое состояние.

Андре — точно не вызывающий жалость персонаж. Каждый раз, когда ему становится
лучше, его дочери радуются и надеются, что он поменяет своё решение, как происходит в
девяти подобных случаев из десяти. Но он всё равно собирается умереть, несмотря на
улучшающееся состояние! Ничто не может заставить его передумать, даже его
стремление восстановить свою речь. Я потрясён этим фактом. Не думаю, что мне хватило
бы смелости прямо посмотреть смерти в лицо, как это делает он. Андре принадлежит к
тому типу людей, что полны решимости и всецело честны с собой. Ему хватает смелости

быть тем, кто он есть. Он не носит масок и не прячется за условностями. Андре — сильная, открытая и непосредственная личность. Нас трогает его самобытность, какой бы жесткой она ни была.

Поведение Андре порой переходит все рамки. Особенно когда он ложно обвиняет дочерей в том, что те хотят от него избавиться!

Мне понравилось играть эту сцену! Андре похож на большого ребёнка. Он до последнего пытается избежать встречи с гневом своих дочерей. Мы также получаем представление о том, каким никудышным отцом он был, когда девочки были маленькими. И даже сейчас он говорит Эммануэль: «Ты была таким страшным ребёнком!». Говорить то, что обычно говорить не принято, было так забавно. Андре – один из тех персонажей, которые подзаряжают вас. Думаю, он производит похожий эффект и на зрителей.

Андре также демонстрирует энергичность при общении с молодыми людьми, которых он встречает.

Мне нравится, что Андре себе ни в чём не отказывает. Франсуа прошептал мне: «Оглянись на проходящего мимо медбрата!» Он предложил несколько вещей, которых изначально не было в сценарии, и он знал, что я не откажусь, потому что мне всегда нравились его импровизации. Сцена, в которой медбрат моет Андре – хороший тому пример. Она осмысленная, но в то же время грубая, правдивая – прекрасная сцена от такого тонко чувствующего человека, как Франсуа.

То, что Андре просит одну из своих дочерей помочь ему свести счеты с жизнью, шокирует.

Кажется кощунством попросить любимую дочь, которая и так время от времени фантазировала, что избавится от вас, помочь вам свести счёты с жизнью. Однако я вижу в этом проявление любви. Андре просит о помощи именно Эмманюэль, потому что между ними есть особая, крепкая связь. Их отношения необыкновенны и честны, и именно это заставляет зрителя проникнуться историей.

Каково было работать с Софи Марсо?

Работать с ней было истинным удовольствием. Она так полна жизни. Софи – звезда, но на съёмках она простая, спонтанная и естественная. Я думаю, она по-настоящему раскрывается в фильме. На съёмках был момент, который меня очень тронул: в сцене, где Эмманюэль снимает отца на телефон во второй раз, Софи отвернулась от камеры, пока мой персонаж озвучивал своё желание. Затем она заплакала. Я подумал, что Франсуа повернёт камеру и начнёт снимать её, но он не стал этого делать. И она не ожидала, что он так поступит. Её просто захлестнули эмоции.

Жеральдин Пайя тоже совершенно необыкновенная личность. Её доброжелательный взгляд, её присутствие и её доброта действительно помогли мне. Не могу не упомянуть Шарлотту Рэмплинг, с которой мне снова посчастливилось быть партнёрами. Как я люблю её чувство юмора! А также Ханна Шигулла в образе швейцарки, занимающейся организацией торжественного ухода из жизни Андре, без намёка на вычурность и притворство. Я ранее работал с Ханной в театре, где мы вместе играли в пьесе Жан-Клода Каррьера «Памятная записка». Было прекрасно снова с ней поработать. Подбор актёров для этого проекта был очень удачным. Все исполнители делают персонажей более объёмными и достоверными.

У Франсуа Озона репутация режиссёра, который снимает свои фильмы очень быстро.

Самое сложное для актёров, в целом, и для меня, в частности, – ожидание, пока техническая команда настроит оборудование для съёмки. Актёрская игра подобна скороварке, что вот-вот взорвётся, чтобы высвободить энергию, воспарить… Поэтому мне нравится, что Франсуа так быстро снимает. Он ускоренно работает, но при этом относится ко всем с уважением. Он попробует сделать всё, что возможно, чтобы отснять материал, но при этом никогда не увязает в бессмысленности. Он мне отчасти напоминает Алена Рене. Обоих я считаю профессионалами с большой буквы и с обоими я чувствовал невероятное единение, возникающее посредством работы. Это намного ценнее, чем повсеместные искусственные знаки внимания. Франсуа живёт своей работой. Так он чувствует вещи, понимает людей, узнаёт их. Я убежден, что нет лучшего способа узнать его, чем через работу с ним.

И узнать его можно даже тогда, когда он стоит за камерой?

Он первый режиссёр, из всех, с кем я работал, который снимает в подобной манере. Я подумал, что было здорово видеть его по ту сторону камеры, как будто он первый зритель. Он ходит по съёмочной площадке со своей камерой. Ничто не ускользает от него. Мы чувствуем, что он способен запечатлеть жизнь, как она есть, не упустив не единой детали. Это вдохновляет нас на то, чтобы выложиться на полную в своей игре. Нам хочется удивлять его каждым дублем, это как игра в кошки-мышки. Ощущение того, что он проживает каждый момент вместе с нами, удваивает удовольствие от игры. «Вся суть в деталях» – цитата, которую однажды я прислал Франсуа, потому что она напомнила мне о его фильмах. В них никогда не упускаются даже мельчайшие моменты нашей жизни. Напротив, эти мелочи всегда находятся в центре его картин.

ЕЩЕ НОВОСТИ