«НЕОБРАТИМОСТЬ. ПОЛНАЯ ИНВЕРСИЯ». Q&A С ГАСПАРОМ НОЭ

14 февраля в киноцентре «Октябрь» в рамках проекта КАРО.Арт прошла премьера фильма «Необратимость. Полная инверсия».

После показа зрителей ожидал Q&A с Гаспаром Ноэ. Режиссёр рассказал про своих любимых русских постановщиков, источники вдохновения, дал пару советов начинающим режиссёрам и ответил на вопросы зрителей.

Мы публикуем текстовую версию беседы, видеозапись доступна по ссылке

Модератором Q&A выступила кинокритик Алиса Таёжная.

Алиса Таёжная: Спасибо большое за этот монтаж. И в первую очередь хочется спросить – почему вы решили перемонтировать его так? Что вы чувствовали, пересматривая фильм, который сняли так давно?

Когда долго работаешь над фильмом, ты с ним проводишь очень много времени. Как только работа над ним завершена, фильм отправлен на фестиваль и в прокат, довольно долгое время ты к нему не возвращаешься. С момента премьеры я не пересматривал фильм. Увидел его только два года назад, когда мне позвонили с просьбой отреставрировать цвет и утвердить обновлённую копию. Я тогда монтировал «Вечный свет», у меня был доступ к материалам «Необратимости» и я решил попробовать перемонтировать её в хронологическом порядке. Мне пришла идея включить эту копию на обратную сторону дисков, как альтернативную версию. Она оказалась настолько сильной, что я решил показать её на фестивале и выпустить в повторный прокат.

Алиса Таёжная: Было много противоречивых отзывов, негативных в том числе. Зрители жаловались на жестокость, изображение криминальных сцен, мелькающий свет. Многим были неудобны нестандартные ракурсы камеры, титры. В то же время, вы создали новый подход, который стал классическим. Когда вы делали этот фильм, осознавали, что можете вызвать такой резонанс? Ощущали себя новатором?

Во время съёмок мы позволяли себе импровизировать, развлекаться, часто вдохновлялись другими историями и работами. В «Необратимости» при этом есть достаточно вещей, которые уже были ранее использованы в кинематографе, литературе. Это можно сравнить с приготовлением блюд, когда вы выбираете, какие продукты использовать при готовке. Здесь также пробуются, выбираются разные элементы. В итоге получается уникальная смесь. 

Алиса Таёжная: Тогда прямо вытекающий вопрос – какие основные ингредиенты вы использовали, какие вещи были в первооснове перед началом работы над этим фильмом?

Я был очень рад делать фильм с Венсаном Касселем, Моникой Беллуччи и Альбером Дюпонтелем, и ещё я был рад отсутствию конкретного сценария. Меня вдохновляли все фильмы, которые я обожаю: «Таксист», «Избавление», «В поисках Ричарда» и русский фильм «Я – Куба». Все они повлияли на эту историю, как и определённые районы Парижа. Фильм создавался стремительно – на подготовку ушло около месяца, а сняли мы его за 5,5 недель, и я очень доволен результатом.

Вопросы от зрителей:

Какие темы вас волнуют сейчас? О чем вам хочется снимать кино?

Один из следующих фильмов хотелось бы сделать с более зрелыми людьми, потому что уже снято много фильмов с молодыми. Как у создателя, режиссёра, у меня нет желания делать ремейки, телефильмы – для меня это скучно. Интересно создавать новые сочетания разных форм в каждом новом фильме. 

Как вы выбираете людей, которых хотите видеть в своих фильмах, какие они?

Я думаю, что у людей, которые решают присоединиться к моим фильмам, есть желание играть, симулировать акты насилия, любви, безумия. Это забавно. Особенно, когда результат внушает доверие и вызывает неоднозначную реакцию. Большинство людей, не только актёров, которым я предлагал поучаствовать в моих фильмах, тут же соглашались. Я притягиваю людей, которые уже знакомы с моими работами. Так как первые мои фильмы были относительно жестокими, это в том числе и люди, у которых есть желание сыграть жестоких персонажей, убивающих или избивающих кого-то. Опять же, всё это насилие – фикция, симуляция. Это как магический трюк на сцене, просто один фокусник достает зайца из шляпы, а другой режет женщину пополам. И когда на сцене актёр получает удовольствие от процесса, то и зритель его получает. И до тех пор пока никому не причиняется вред, ничего плохого в этом нет.

У меня есть вопрос для вас. Помимо создания фильмов, я также люблю смотреть кино и коллекционирую афиши. Мне очень интересно, вышел ли у вас в прокат фильм Пазолини «Сало»? 

Нет,  «Сало» Пазолини в русский прокат не выходил.

Я его увидел, когда мне было 18 лет. Я считаю, что это один из самых значимых фильмов в истории кинематографа, но, к сожалению, я никогда не видел русской афиши этого фильма, поэтому я спросил.

Необратимость можно назвать довольно пугающим, шокирующим фильмом. Какой фильм в свою очередь напугал и шокировал вас?

За всю свою жизнь у меня был только один такой фильм, который я посмотрел в одиночестве подростком в пустом зале кинотеатра. Было поздно, около 20-22 вечера. Тот фильм мне показался очень жестоким, и я ушёл с сеанса. Когда я подрос, я его пересмотрел и понял, почему тогда он произвёл на меня такое впечатление. Это были «Соломенные псы» Сэма Пекинпа. В фильме есть эпизод, где девушка главного героя была изнасилована, но было не очень понятно, в какой момент соблазнение переходит в насилие. Большинство зрителей не смогли выдержать этот эпизод и уходили, я в том числе. Сейчас это один из моих любимых фильмов, но я понимаю тех, кому было плохо во время просмотра. Я знаю, что с моего фильма тоже уходили и уходят люди, например, на сцене с ударами огнетушителем или на сцене в тоннеле, потому что кажется, что дальше будет только хуже. Я часто ухожу с фильмов, потому что мне просто становится скучно через 15 минут. 

Какие у вас отношения с Джоном Фрушанте?

С Джоном Фрушанте у нас был общий друг, через которого мы начали общаться на предмет использования его музыки в фильме. Он был очень милым. В фильме «Любовь» очень много его разной музыки — какая-то стоила дороже, какая-то дешевле. Самыми дорогими треками были Pink Floyd и Funkadelic. Американская, английская поп-музыка стоила очень дорого. Вся музыка для «Необратимости» была написала Бангальтером из Daft Punk. Он создал всю музыку для фильма, и все права на её использование для радио, винила, принадлежат мне. Иногда я использую музыку одного исполнителя, иногда разных. 

Кого из русских режиссёров вы любите?

Элем Климов, Тарковский, Эйзенштейн. Недавно посмотрел фильм Льва Кулешова про искателя золота, очень понравился. Очень много хороших русских режиссёров. Есть множество великих режиссёров итальянских, немецких, французских, американских, русских, но, кстати говоря, не могу вспомнить ни одного китайского режиссёра. Одна из редчайших афиш, что у меня есть, это афиша «Соляриса». Было очень непросто её найти и я очень ею дорожу.

Сохранилась ли идея перерождения при монтаже новой версии «Необратимости»? И сознательно ли была использована афиша «Космической одиссеи» Кубрика?

В реальности я не знаю, жива персонаж Алекс или нет, она в больнице. Был снят эпизод с Моникой в палате с кислородной маской на лице, где она между жизнью и смертью. Я вырезал эту сцену из старой версии при её монтаже, решив не включать в финальную версию. В новую версию «Необратимости» абсолютно ничего не добавлял, даже сократил её на 4 минуты. Также в новой версии я вырезал эпизод, где камера пролетала над Моникой и уходила в окно. Как раз в этой сцене был виден постер «Космической одиссеи» с инопланетным эмбрионом. Для старой версии он был логичен, ведь в конце фильма мы узнаём о беременности Алекс и понимаем, что она потеряет этого ребёнка после случившегося. «Необратимость» я снимал отчасти из чувства безнадёжности, потому что на тот момент я планировал съемки «Входа в пустоту», но не было возможности его финансировать. Референсом для «Входа в пустоту» была как раз «Космическая одиссея». Так и получилось, что в «Необратимости» постер «Космической одиссеи» был отсылкой к фильму, который я хотел снять следующим, и к тому, что происходит внутри героини Моники.  

Почему вы считаете, что хронологический порядок делает фильм более мрачным?

Я считаю, что история становится более точной, даже грязной. Ведь в старой версии одновременно со сценой изнасилования в начале, избиением и местью в середине, в конце фильма есть свет, есть музыка, появляется надежда на будущее. Мы выходим с сомнением, было ли всё произошедшее правдой. В новой версии к концу достигается предельная точка отчаяния, жестокости и безнадёжности, особенно в момент, когда Пьер осознает, что убил невиновного. Поэтому эта версия более жестока, чем первоначальная.

Три жизненных совета для начинающих режиссёров. 

1. Не слушать других.

2. Стараться снимать лучше, чем те, кем восхищаешься.

3. Избегать серьёзных экономических проблем и не влезать в долги. Потому что начать снимать фильм может стоить дорого, но можно начать с малых бюджетов или бесплатной работы. Главное не влезать в одни долги, чтобы выплачивать другие. Это была моя ошибка. 

Какие чувства вызывает в вас тот факт, что ваши творения переживут вас?

Мой отец – художник, ему 87 лет. Картины, которые он пишет, можно повесить на стены, они существуют физически.

Писатели пишут книги, которые можно поставить на полку. С кинематографом в этом плане сложнее, поскольку фильмы снимаются на плёнку 35 или 16 мм, некоторые оцифровываются в низком качестве для Blu-Ray и DVD, которые уже изживают себя и в какой-то момент прекратят существование за пределами Америки и некоторых европейских стран. Уже сейчас некоторые фильмы 50-х годов прошлого века исчезают, тогда как их никто не успел оцифровать в хорошем качестве. И в будущем для создания цифровых копий фильмы будут отбираться, а значит не у всех есть шанс «остаться в живых», храниться в репозиториях и быть доступными. Будет очень сложно увидеть фильмы режиссёров середины прошлого века. Я сейчас стараюсь покупать диски со всеми моими любимыми фильмами и режиссёрами 50-х, 60-х, 70-х годов, чтобы сохранить их. Их становится всё меньше, и это единственная возможность оставить их себе.  

И всё же, вопрос был больше про то, что вы думаете, чувствуете по поводу того, что будет с вашими произведениями, когда вас уже не будет?

Я буду спокойно спать с своей могиле.

Почему мужчины более чувствительны к мужскому насилию на экране, чем женщины?

У мужчин есть гормон тестостерон, который побуждает в них желание либо заниматься сексом, либо драться. Когда мужчины видят картинку на экране с актами насилия, у них появляется желание выразить свою агрессию на увиденное или хотя бы демонстративно выйти из зала. Я часто видел, что с «Необратимости» в середине фильма уходили именно разъярённые мужчины с ярко-выраженной агрессией. Они могли кричать, размахивать руками. Их это задело настолько сильно, что им хотелось оскорбить создателей. И это хорошо, значит фильм был правдоподобен, а не выглядел симуляцией. 

Каких ощущений вы ожидали от зрителя перемонтировав картину, и в целом ждёте ли вы чего-то от зрителей?

Новый монтаж вышел во Франции в августе прошлого года, и это был период, когда залы только начинали работу после карантина. Несмотря на анонсы, зрителей было очень мало. Но месяц спустя в залах французских кинотеатров зрителей стало больше. Мы выпустили новый фильм «Вечный свет».

Несмотря на то, что он длится всего 52 минуты, его увидело гораздо больше зрителей. Мне доставляет удовольствие видеть кинозалы полными. Всегда приятно, когда люди смотрят фильмы на DVD или по телевизору, но в зале просмотр ощущается более торжественным. Чем темнее зал, чем лучше условия показа, тем проще загипнотизировать зрителя и создать для него иллюзию реальности. 

Какие есть политэкономические предпосылки в обществе для домашнего, сексуального и иного насилия? И какова роль кинематографа в этом, как он влияет на это?

Кинематограф тут совсем не поможет. При просмотре кино ты соединяешься с экраном телевизора или с большим экраном зала в кинотеатре, которые переносят тебя в вымышленную реальность, другой мир, который продуман и организован. Домашнего насилия много вокруг нас, везде. Например, во Франции карантин усугубил ситуацию с домашним насилием из-за того, что люди всё время вынуждены находиться в одном пространстве. И это происходит внутри семьи. Если к этому добавить алкоголь, то внутри семьи всё «взрывается». Кино не может решить эту проблему.  

Почему вы выбираете такую деструктивную призму для демонстрации любви?

Жизнь – жестокая штука с первого её дня до последнего. Кино – это спектр цветов. Было бы странно показывать только голубой, только зелёный или только красный. Мне кажется, в своих фильмах я показываю спектр, который содержит наиболее насыщенные цвета. Когда я думаю о любви, я думаю и о травмирующих моментах тоже, о жестокости, насилии. Я считаю, это хорошо – ассоциировать насилие с человеческим опытом, жизнью. Даже то, что мы едим каждый день, это тоже акт насилия. Спросите у вегетарианцев. Художественные фильмы можно сравнить с картинами, но не с фотографией. Фотографию можно откорректировать, исправить, изменить в фотошопе, но при создании художественного фильма пишется и создаётся момент. И в этом моменте, фабуле сохраняются все навязчивые идеи, лучшие и худшие. Когда нам снится ночью что-то навязчивое или страшное, мы это зовём кошмаром и он имеет право на существование. Когда пишется история фильма, для каждого сценариста и режиссёра этот проект – его главное желание, главная страсть.

 

Текст подготовили Юлия Нестерова и Всеволод Торхов.

Фото: www.uncuyo.edu.ar, kinopoisk.ru, afcinema.com

ЕЩЕ НОВОСТИ